Выдача рецепта на лекарственный препарат льготным категориям граждан (инвалидам) имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Выдача рецепта на лекарственный препарат  льготным категориям граждан (инвалидам) имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

К нам на проект правовой помощи «Надежда на закон» реализуемый в рамках благотворительной программы Автономной некоммерческой организации «ОнкоЛига» часто обращаются лица имеющие право на получение льготных (бесплатных) лекарственных препаратов в рамках набора социальных услуг. Лица с онкологическими заболеваниями имеющие права получать социальный пакет (напомню, это инвалиды 1, 2, 3 группы и другие лица определённые законодательством Российской Федерации, не отказавшиеся от получения набора социальных услуг) часто обращают наше внимание на  выдачу рецепта врачом только после подтверждения наличия препарата требующегося пациенту в уполномоченной аптеке. Однако специалисты нашей организации не согласны с  такими неправомерными действиями в отношении больного, которому иногда очень срочно необходим препарат.
Но срочность не главный критерий в этом вопросе. Дело в том, что препарат пациенту, которому он соответственно нужен для лечения, исходя из норм законодательства Российской Федерации, в рамках предоставления гражданину набора социальных услуг, а именно обеспечение лекарственными препаратами, предоставляется пациенту только на основании рецепта выписанного лечащим врачом. Таким образом, пока пациент не получит рецепт он может ждать обеспечения уполномоченной аптеки препаратом бесконечно долго, не смотря на предоставление заявок на обеспечения наличия лекарственного препарата в аптеке для пациента, подаваемого медицинским учреждением. Только рецепт, выданный на руки пациенту, даёт ему право требования необходимого лекарственного препарата с учётом врачебного назначения в точно отчерченные законодательством сроки.
Очень часто нашим специалистам пациенты, обращающиеся за помощью, рассказывают об отсутствии лекарственных препаратов в уполномоченном аптечном учреждении, из-за которого лечащие врачи иногда не выдают рецепты на необходимый препарат пациенту. Однако наличие или отсутствие препарата в уполномоченной аптеке, которой дано право обеспечения бесплатными лекарственными средствами граждан получающих социальную помощь в виде набора социальных услуг, не является причиной отказа в выписывании пациенту рецепта. Врач при этом не должен ссылаться на факты отсутствия медикаментов. Врач обязан выписать рецепт пациенту для его предоставления в аптечную организацию, а аптечная организация (уполномоченная аптека) должна обеспечить предоставление лекарственного препарата согласно рецепту (удовлетворить спрос) при этом руководствуюсь теми критериями, которые прописаны в рецепте, выданном пациенту на руки (Лекарственная форма препарата, количество необходимого пациенту препарата).
Если пациент уже получил рецепт за подписью лечащего врача и печатью медицинского учреждения, получить препарат необходимый для лечения он может, предъявив рецепт в уполномоченную аптеку по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами. Получив рецепт провизор обязан выдать лекарственный препарат, согласно рецептурным данным. Если же препарат выписанный врачом пациенту отсутствует в наличии в уполномоченной аптеке, провизор принявший рецепт на препарат обязан поставить рецепт на отсроченное обслуживание. При этом рецепт у пациента изымается и не отдаётся, а запись об отсутствии препарата в аптеке вносится в журнал «Неудовлетворённого спроса» аптеки.
После внесения записи в журнал «Неудовлетворённого спроса» и постановки рецепта соответственно на отсроченное обслуживание, аптека должна обеспечить рецепт пациента в течение 10 рабочих дней, если он выписан врачом и в срок, не превышающий 15 рабочих дней если рецепт выдан врачебной комиссией. Данную позицию специалистов АНО «ОнкоЛига» подтверждает «Порядок отпуска лекарственных средств», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ №785 от 14.12.2005 года. Такое же положение касаемо отсроченного обеспечения рецепта пациента-льготника подтверждает «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» утверждённый Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 года.
Поставленный на отсроченное обслуживание рецепт согласно письму Росздравнадзора № 01и-60/60 от 06.02.2006 года «О порядке обеспечения временно отсутствующими лекарственными препаратами» должен быть обеспечен в те же сроки. А ответственность за обеспечение такого рецепта ложится на руководителя аптечного учреждения (уполномоченной аптеки). Именно уполномоченная аптека делает заявку на предоставление препарата для обеспечения рецепта пациента и обязана предоставить лекарственный препарат пациенту в утверждённые сроки, при этом наличие препарата в аптеке в срок до окончания срока отсроченного обеспечения должно быть обеспечено всеми возможными способами.
При не обеспечении спроса по рецепту в течение установленного времени аптечное учреждение нарушившее сроки трактуются законодательством как нарушение лицензионных соглашений. В этом случае аптечное учреждение и руководитель могут быть привлечены к административной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.
Что делать если врач отказывается выписать рецепт по основанию отсутствия препарата в уполномоченной аптеке?
Если врач отказывает во временном предоставлении рецепта пациенту-льготнику мотивируя это отсутствием необходимого лекарственного препарата в аптеке, гражданин вправе обратится к руководителю медицинского учреждения. А если данное обращение не привело к положительным результатам в Департамент здравоохранения. При этом обращение может быть устным или письменным. Специалисты АНО «ОнкоЛига» рекомендуют обращаться сначала устно к руководителю медицинского учреждения, а при отсутствии решения вопроса о предоставлении рецепта в кротчайшие сроки обратится письменно. При этом, не забыв попросить проставить штамп приёма обращения гражданина на втором экземпляре.
В случае отказа в предоставлении рецепта изложенного в ответе на письменное обращение, необходимо письменно обращаться в департамент Здравоохранения. При обращении в департамент очень важно подтвердить факт отказа. Таким фактом может служить ответ руководителя медицинского учреждения, копия которого прикладывается к обращению.
Что делать если рецепт выдан и поставлен на отсроченное обслуживание, и сроки такого обслуживания истекли?
В случае если уполномоченная аптека нарушает сроки отсроченного обслуживания, которые прописаны в действующих приказах Минздрава Российской Федерации, пациент имеет право обратиться в Управление Росздравнадзора по субъекту Федерации с письменным обращением, в котором излагает все факты и указывает нарушенные сроки обеспечения.
Специалисты Росздравнадзора обязаны рассмотреть обращение и принять необходимые решения для обеспечения пациента лекарственным препаратом в рамках набора социальных услуг.
Что нужно помнить пациенту?
Первое что нужно помнить это, то, что выдача рецепта врачом не должна зависеть от фактов наличия и отсутствия препарата в уполномоченном аптечном учреждении. Если врач отказывается выдать рецепт на препарат на этом основании – это нарушение ваших прав.
Помните, что лекарственный препарат выписанный врачом должен быть выдан в точном соответствии с рецептом (в том числе по лекарственной форме, количеству).
Некоторые рецепты на лекарственные препараты выдаются за подписью лечащего врача и Руководителя медицинского учреждения (главного врача) или его заместителя.
Аптечное учреждение может поменять дозировку назначенного пациенту препарата только в сторону уменьшения дозировки при отсутствии показанной пациенту дозировки. Вопрос о выдаче препарата с дозировкой выше положенной пациенту по рецепту решает врач.
Когда вы отдаёте рецепт на отсроченное обслуживание провизору аптеки, убедитесь что все данные о рецепте правильно внесены в журнал «Неудовлетворённого спроса».
На что необходимо ссылаться при обращении к руководителю медицинского учреждения и в Росздравнадзор?
Если Ваше обращение вы направляете руководителю медицинского учреждения (главный врач, директор), то в своём обращении необходимо сослаться на Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175-н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», где, и обозначены основные положения, на которые должен опираться врач при выдаче рецепта пациенту, а также на «Порядок отпуска лекарственных средств», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ №785 от 14.12.2005 года, где прописана компетенция только аптечного учреждения за наличие препарата подлежащего выдаче и сроках его выдачи.
Если Ваше обращение направлено в Росздравнадзор обосновывая свою позицию можно сослаться на «Порядок отпуска лекарственных средств», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ №785 от 14.12.2005 года, «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» утверждённый Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 года и письмо Росздравнадзора № 01и-60/60 от 06.02.2006 года «О порядке обеспечения временно отсутствующими лекарственными препаратами». При этом необходимо указать на неправомерность таких действий и сослаться на ответственность аптечного учреждения при нарушении сроков отсроченного обслуживания.
В случае нарушения ваших прав, а также отсутствия ответов на ваши обращения, поданные для решения срочных вопросов об обеспечении вас как льготника бесплатными лекарственными препаратами, просим обращаться к специалистам АНО «ОнкоЛига».

Всего вам доброго. И помните, закон на Вашей стороне

Дмитрий Мачнев
Руководитель/юрист проекта правовой помощи
«Надежда на Закон» АНО «ОнкоЛига»