Обеспечение прав инвалида на исполнение трудовой функции

Обеспечение прав инвалида на исполнение трудовой функции

в соответствии с законодательством РФ

Множество людей в настоящее время сталкиваются с проблемой незаконного отказа в приеме на работу, либо увольнения в связи с инвалидностью. Столкнувшись с данной проблемой, люди с ограниченными возможностями здоровья, не всегда знают свои права, и как правильно их следует отстаивать.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, наша страна социальное государство и его политика направлена, в первую очередь, на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, любой гражданин имеет право на защиту от безработицы, а также на труд в таких условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены.
Рассмотрев данные положения, можно сказать, что люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право в полной мере использовать свои трудовые возможности. Однако, существуют некоторые нюансы, в связи с чем необходимо ознакомиться и с положениями других нормативных правовых актов касающихся данной темы.
Для начала рассмотрим положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Так, согласно ст. 20 данного закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, которые способствуют повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
— установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
— резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
— стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
— создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
— организации обучения инвалидов новым профессиям.
Кроме того, в силу ст. 21 того же закона, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников при условии, что численность работников в организации превышает 100 человек. А организациям, в которых численность работников составляет не более 100 и не менее 35 человек, такая квота может устанавливаться в размере не превышающим 3 процентов среднесписочной численности работников.
Также необходимо подчеркнуть, что работодатель обязан создавать специальные рабочие места для инвалидов. Такие места должны быть полностью оснащены и обеспечены техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 рассматриваемого Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
А согласно ст. 23 данного ФЗ, инвалиды имеют право на условия труда соответствующие индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для людей, имеющих инвалидность I и II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. А также не допускается привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время, за исключением случаев, когда работник сам дал на это согласие и такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья. Ежегодный отпуск данной категории лиц предоставляется не менее 30 календарных дней.
Изучив Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», можно сделать вывод, что законодательно, в области трудоустройства, инвалиды защищены и поддерживаются государством, однако, на деле реальность довольно часто отличается от закрепленных норм права.
Следующим рассматриваемым нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Начиная с самой основы, сразу же можем процитировать положения ст. 2 ТК РФ: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
— равенство прав и возможностей работников;
— обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту и так далее».
Далее, необходимо обратить внимание на ст. 3 ТК РФ, где сказано, что любой гражданин имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, однако, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Рассматривая конкретные положения, нужно упомянуть ст. 94 ТК РФ, устанавливающую продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов, соответствующую медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также Трудовым кодексом РФ установлены дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников. Так, в силу ст. 224 ТК РФ, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
И, наконец, необходимо обратить Ваше внимание на ст. 73 ТК РФ, в которой говорится о переводе работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением. Согласно данной статье, работодатель обязан перевести работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия на другую, имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Если же данный работник, нуждающийся во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода, либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, ТК РФ или иными федеральными законами. (часть 2 ст. 73 ТК РФ)
В случае, когда срок перевода, в соответствии с медицинским заключением, превышает четыре месяца, либо работник нуждается в постоянном переводе, то при его отказе от перевода, либо отсутствии у работодателя соответствующей работы, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 ТК РФ.
Согласно п. 8 ст. 77 ТК РФ, основанием для прекращения трудовых отношений является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы.
Отдельно необходимо обратить внимание на документы являющиеся медицинскими заключениями, которые выдаются в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н.
В силу пункта 13 вышеуказанного Приказа, медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Такие медицинские заключения оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации, подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (п. 14 данного Приказа от 2 мая 2012 г. № 441н).
Медицинским заключением может являться как заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) так и клинико-экспертной комиссии (КЭК). Не является медицинским заключением и не может служить основанием для увольнения или перевода на другую работу, индивидуальная программа реабилитации инвалида, если инвалид отказывается от нее полностью или частично, что подтверждается ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В случае отсутствия такого отказа, ИПР будет является обязательной для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми организациями.
И в заключение, безусловно, необходимо упомянуть об ответственности работодателя за нарушение прав инвалидов, и куда следует обращаться в таких случаях.
Во-первых, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (часть 4 ст. 3 ТК РФ).
Во-вторых, ст. 352 ТК РФ, в которой закреплены способы защиты трудовых прав и свобод, гласит:
«Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
— самозащита работниками трудовых прав;
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
— государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— судебная защита».
В-третьих, согласно ст. 32 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а конкретно, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Так, в силу статьи 5.42. КоАП РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. А необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Необходимо обратить внимание также на п. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ, согласно которому допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Также в соответствии со ст. 32 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Подводя итоги данной статьи, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что, несмотря на относительно правильное законодательное закрепление прав инвалидов, наше государство на практике осуществляет свои обязанности, поддержку и контроль за реализацией прав в отношении данной категории лиц не в полной мере, в связи, с чем полноценная реализации своих прав зависит, к сожалению, от вас самих.

Аитова Мэри
Частнопрактикующий юрист
25.04.2015 г.