О перечнях групп граждан имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации

В государственную думу Российской Федерации 11 июня 2015 года был внесён законопроект № 813784-6, который предусматривает внесение изменений в статью 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный законопроект, внесённый законодательным собранием Еврейкой автономной области, предусматривает отнесение формирования льготных групп населения получающих медицинские препараты за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, к полномочиям лишь субъектов РФ. Законодательно данный вопрос не закреплён за компетенцией Федеральной государственной власти или же за государственной властью субъекта. Однако, сейчас данный вопрос, в соответствии с Конституцией РФ, фактически находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, и, соответственно, субъекты лишь могут расширить перечень таких групп населения. При том, в компетенции субъектов РФ есть обязанность утверждения перечней лекарственных препаратов для таких больных и их обеспечение (п.п. 5 п. 2 ст. 81 ФЗ). На федеральном уровне перечень таких групп утверждён Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», и туда входят Участники ВОВ, Военнослужащие определённых категорий, Сотрудники разведки, Герои СССР и России, Дети первых 3 лет жизни (из многодетных семей до 6 лет), Инвалиды I группы (не работающие инвалиды II и дети инвалиды до 18 лет), Граждане имеющие онкологические заболевания, чернобыльцы, Граждане болеющие ВИЧ и СПИД, Граждане с ДЦП (детский церебральный паралич), Граждане с шизофренией и эпилепсией, Паркинсоном, диабетом, Перенёсшие пересадку органов и тканей, Бронхиальную астму, туберкулёз и т.д. Перечень достаточно объёмен, при этом для каждой группы по заболеванию есть примерный указатель, какие лекарственные препараты должны выдаваться бесплатно. При этом надо отметить, что наличие группы инвалидности или наличие (и отсутствие) социальной услуги по обеспечению инвалида (или групп граждан имеющих право получать социальную услугу вне зависимости от наличия инвалидности), ни как не влияет на предоставления группам вышеуказанных граждан лекарственных препаратов в рамках Постановления. Для людей с онкологическими заболеваниями этот перечень открыт (Все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным) и может быть ограничен только перечнем утверждённом в Субъекте.
Законодательное Собрание Еврейкой автономной республики предлагает закрепить данные полномочия по утверждению категорий граждан получающих бесплатно лекарственные препараты, за субъектами РФ. В обоснование своей позиции ЗС ЕАО ссылается на Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 7 статьи 26.3 гласит, что функции Федеральной власти могут быть переданы власти субъекта Федерации при финансовом обеспечении за счет федеральных субвенций. Однако полномочия не передавались, и финансирования бесплатного обеспечения этих групп идёт за счёт средств субъекта РФ, а значит, такие группы населения должны утверждаться субъектом.
Юристы АНО «ОнкоЛига» во главе с руководителем Проекта Правовой Помощи «Надежда на Закон», не считают данный законопроект соответствующим реалиям и принципу «Равности». Пока перечни групп населения закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, на всей территории Российской Федерации перечень населения получающего бесплатно лекарственные препараты за счет региональных бюджетных средств одинаков. Различия могут быть только в перечни лекарственных препаратов для конкретной группы льготников в разных субъектах. Сохранение Федерального перечня из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, является наиболее социально значимым, он является единым и даёт право гражданину получить лекарственный препарат без получения группы инвалидности. Например, получение химиотерапевтических препаратов людьми, страдающими онкологическими заболеваниями, при отсутствии у них группы инвалидности, или же отсутствия необходимого лекарственного препарата в перечни лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (утв. Приложением №2 к распоряжению Правительства РФ от 30.12.2014 №2782-р).
На сегодняшний день данный законопроект направлен на доработку субъекту законодательной инициативы. Правовое управление Государственной думы РФ считает не обходимым проведение оценки и выдачи заключения на данный законопроект Правительством РФ.
АНО «ОнкоЛига» следит за продвижением законопроекта № 813784-6, и будет информировать о принятии решений.

Правовая служба АНО «ОнкоЛига»
12.10.2015 г.